ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС,
ДАЙТЕ ЛЕТОМ ЕМУ НАИГРАТЬСЯ
Прежде всего, обучение в школе - это достаточно тяжелая в умственном и физическом плане работа. Поэтому ребенок должен быть физически к ней готов. Наличие острых и хронических заболеваний не означает невозможность обучения, но требует обязательной консультации у медиков.
Вторую группу признаков готовности к школьному обучению составляют признаки социальной готовности. Если ваш ребенок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит, его социальное развитие благоприятно для начала школьных занятий. Чрезмерная робость, боязливость, застенчивость в общении с посторонними людьми, безразличие к самому себе могут на первых порах усложнить процесс адаптации (привыкания) к школе, но опять-таки не означают невозможность обучения. Таким детям лишь требуются более внимательное и заботливое отношение со стороны родителей и учителей и грамотное руководство их деятельностью.
Очень важным моментом является и интеллектуальная готовность ребенка к школе. Количество знаний и умение справляться с различными заданиями на смекалку и сообразительность, умение читать, конечно, являются показателем готовности вашего ребенка к обучению. Но здесь необходимо учитывать следующие психологические моменты.
Довольно часто бывает, что на этом первоначальном этапе обучения дети, уже владеющие этими навыками, теряют интерес к учебе ("я и так все это знаю") и останавливаются в развитии. Учебной деятельности, как таковой, в этот момент у него не происходит, ребенку откровенно скучно. Когда запас знаний, полученных до школы, будет исчерпан, могут возникнуть проблемы с учебой: интерес потерян, появляются первые признаки неуспеха и возникает необходимость напряженно трудиться.
Поэтому, если ваш ребенок очень много знает, умеет читать, писать и считать, то, может быть, имеет смысл отдать его в гимназию, где уровень сложности для него будет оптимальным для поддержания интереса к учебе. Но, принимая такое решение, подходите к нему объективно, действуя в интересах ребенка, а не с точки зрения удовлетворения вполне понятного родительского тщеславия.
Обычно только к 7 годам у ребенка появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития. Но среди первоклассников встречаются дети, которые не наигрались. Примерно 15% учащихся первых классов, по результатам опросов, ходят в школу, потому что там есть с кем поиграть на переменах.
В дошкольном возрасте существует прекрасная возможность развития у ребенка психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления. Подмена развития обучением (что наблюдается в некоторых детских садах) как раз и может спровоцировать все вышеизложенные негативные моменты.
В книжных магазинах сейчас можно найти довольно много литературы для родителей по развитию у детей памяти, логического мышления, внимания. Детям обычно очень нравятся эти упражнения, они охотно будут отыскивать зверей, спрятавшихся на картинке, искать выход из запутанного лабиринта, придумывать слова на предложенные буквы и т.п. Это гораздо более полезно для психики ребенка летом перед первым классом, чем сидеть и учиться писать буквы и цифры, тем более если у него нет сейчас такого желания, а занятия с ним обусловлены только тревогой родителей за его будущие школьные успехи. Важно не отбить интерес к учебе еще до школы, не вызвать отвращение к познавательной деятельности, чтобы будущая учеба стала не только трудом, но и радостью.
ПОКАЗАТЕЛИ ВОСПИТАНИЯ,
ОБУЧЕНИЯ И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-7 ЛЕТ
Физическое развитие
От5 до6 лет
Улучшение показателей здоровья (снижение количества и продолжительности заболеваний); частота сердечных сокращений– 100– 80 ударов в мин; частота дыхания–около25 в мин; начало замены молочных зубов на постоянные; увеличение роста на5–7 см в год;
увеличение веса на1,5–2 кг в год.
Количественные и качественные показатели двигательных умений не ниже средних возрастных; дети владеют элементарными навыками оценки и самооценки движений, понимают их значимость для собственного здоровья и развития.
Движения характеризуются определенной культурой: ловкостью, быстротой, техничностью, грациозностью, умением выбрать нужный способ движения в определенных ситуациях.
Сформирована оптимальная двигательная активность, в ней ярко выражены индивидуальные различия.
Социально-нравственное и личностное развитие
От5 до6 лет
Образ«Я» приобретает сложную структуру, развивается дифференциация образа«Я» во времени: «Я реальное» – я в настоящем, «Я потенциальное» – я в будущем, «Я в прошлом» – когда я был маленький. Эмоционально-положительно оценивает себя во всех временных измерениях.
Появляются новые мотивы, регулирующие отношения ребенка со сверстниками и взрослыми: мотив личных достижений, соревновательный, самоутверждения; возникает соподчиненность мотивов, формируется система ценностей.
Имеет представления о труде взрослых, о личностных качествах людей разных профессий.
Проявляет чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия к взрослому, интерес к внутреннему миру человека.
Внимательно и точно выполняет указания взрослого, действует по заданию педагога самостоятельно.
Проявляет навыки общения с разными детьми, стремится к взаимопониманию и сопереживанию.
Испытывает чувство симпатии, эмоциональной привязанности, доверия в общении со сверстниками. Осознает общность с группой сверстников («Я и моя группа»).
Осознает себя субъектом деятельности и межличностных отношений, испытывает потребность в признании результатов, в установлении и сохранении положительных взаимоотношений.
Имеет представления о предметах рукотворного мира, о мире техники и
ее значении для человека.
Имеет элементарные представления о рациональном питании, может сделать выбор в пользу необходимых для здоровья продуктов.
Совместно со взрослым сервирует стол для завтрака, обеда, полдника и
ужина.
Придерживается правил поведения за столом и правил приема пищи.
Знает правила безопасного пользования предметами быта, правила поведения на улице и в общественном транспорте.
Объясняет назначение незнакомых предметов и различает их особенности.
Сравнивает предметы по их видовому и родовому признакам, выделяя и сопоставляя их различия и свойства; самостоятельно приходит к новым обобщениям.
Группирует, обобщает предметы рукотворного мира по существенным признакам.
Пользуется предметами в соответствии с их особенностями и назначением.
Видит в предметах красоту сочетания формы, цвета, размеров и их целесообразности в практическом применении.
Знает профессии, связанные с созданием предметов рукотворного мира.
Сотрудничает в игровой деятельности, согласовывает тематику игры, планирует ее развитие, выбирает средства для реализации замысла.
Умеет договориться, преодолеть конфликты в игре на основе мирного соглашения.
Моделиpует в игре pеальные отношения междy людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взpослого человека).
Планирует свое поведение, раскрывая образ выбранной роли.
Принимает решения для разрешения проблемно-игровых ситуаций.
Имеет представление о профессиях, связанных с созданием предметов рукотворного мира, и содержании труда по их созданию.
С помощью взрослого может осуществить мелкий ремонт книг, коробок для игр и т.д.
Выполняет обязанности дежурного.
Ухаживает за растениями и животными в уголке природы.
Под руководством педагога изготавливает игрушки, поделки из различных материалов(бумаги, ткани, природного, бросового материала).
Познавательное развитие
От5 до7 лет
Познавательная активность
Проявляет интерес к новым сферам окружающего мира, к умственной, поисковой деятельности.
Интересуется новыми предметами со сложным устройством и нестандартными функциями.
Овладевает учебными умениями.
Легко переносит представления и умения в новые условия, применяет их для решения новых интеллектуальных задач, использует различные способы получения знаний, активно экспериментирует.
Развитие сенсорных процессов
Дифференцирует сенсорные эталоны (различает цветовые тона по шкале светлоты, выделяет промежуточные цвета, ориентируется в вариативности геометрических форм, различает по пропорциям, величине и количеству углов и т.п.).
Смешивает цвета, группирует геометрические фигуры, выстраивает сериационные ряды– больше–меньше, от темного к светлому и т.п.
Овладевает сложными приемами наглядного моделирования: моделирует предметы (в конструировании, аппликации…); звуковысотные отношения; состав слова; пространственные отношения между объектами.
Овладевает сложными видами восприятия: владеет анализирующим восприятием, наблюдением.
Развитие внимания
Объем внимания расширяется до5–7 объектов: может быть сосредоточен в течение15–20 минут(при смене видов деятельности до30–35 минут).
Умеет управлять вниманием, владеет произвольным вниманием, может заставить себя быть сосредоточенным, собранным в социально значимой деятельности; может подчинить внимание поставленной задаче.
Развитие памяти
Объем непроизвольной кратковременной памяти5–6 объектов; объем произвольной логической памяти 9–11 объектов(при использовании приема смысловой группировки).
Овладевает приемами самоконтроля при запоминании, проверяет, что усвоено, повторяет, закрепляет: владеет приемами образного запоминания; запоминает легко и надолго.
Владеет приемами логического запоминания (смысловым соотнесением, смысловой группировкой, осуществляет осознанно смысловую обработку запоминаемого материала).
Овладевает приемами наглядного моделирования при запоминании (использование пиктограмм при запоминании слов, зарисовка эпизодов при запоминании сказок, рассказов); переносит приемы запоминания и усвоенные знания на новый учебный материал.
Развитие мышления
Оперирует знаниями на уровне обобщенных представлений.
Владеет: основными мыслительными операциями(анализом, синтезом, обобщением, сравнением, классификацией); элементарными приемами рассуждений, умозаключений; умеет действовать в уме путем оперирования образами, схемами, наглядными опорами.
Принимает и понимает учебные интеллектуальные задачи разных типов (не отвлекаясь на конкретное содержание, разделяет условие задачи и вопрос). Стремится к активному экспериментированию, проявляет творческое мышление, выдвигает предположения и обосновывает их.
Развитие воображения
Проявляет творческую инициативу во всех видах деятельности.
Владеет: широким диапазоном замещающих действий и предметов-заместителей; приемами преобразования действительности: перевоплощением(в ролевой игре, в играх-драматизациях), комбинированием, смещением величин, приписыванием несвойственных качеств, неожиданными превращениями(живого в неживое, неживого в живое и т.п.).
Находит оригинальные способы решения творческих задач.
Отличает воображаемое от реального.
Элементарные математические представления
От5 до6 лет
Имеет представление об образовании числа (до10).
Определяет связи и отношения между смежными числами.
Владеет количественным и порядковым счетом.
Имеет представления о знаках«больше», «меньше», «равно», цифрах, составе числа из единиц(до5) и двух меньших чисел(до10).
Умеет строить сериационные и упорядоченные ряды по1–3 признакам, описывать отношения по величине между элементами рядов.
Умеет измерять величины при помощи условной мерки.
Различает геометрические фигуры(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, шар, куб, цилиндр, ромб, трапеция, конус, пирамида), владеет понятием«четырехугольник».
Умеет строить несложные планы, схемы, описывать пространственное расположение объектов.
Имеет представления о сменяемости времен года, частях суток, дней недели, календаре.
Ребенок и природа
От5 до6 лет
Соотносит типичных представителей с группами животных(рыбы, птицы, звери, насекомые, земноводные, пресмыкающиеся) и растений (деревья, кустарники, травы; овощи, фрукты).
Соотносит растения и животных с природными сообществами(лес, луг, водоем), сообществами, созданными руками человека(огород, сад, поле и т.д.), климатическими зонами.
Соотносит растения и животных со средой обитания(вода, почва, воздушно-наземная среда). Имеет элементарные представления о внешнем и внутреннем строении и функционировании органов растений, животных и человеческого организма.
Имеет представление об общих потребностях живых организмов и дифференцированных потребностях конкретных представителей растительного и животного мира.
Соотносит сезонные изменения в неживой природе с состоянием растений и животных.
Имеет элементарные представления о свойствах предметов и явлений неживой природы. Имеет элементарные представления о правилах поведения в природе.
Владеет навыками ухода за животными и растениями, делает это заинтересованно и доброжелательно.
Обосновывает перед другими необходимость бережного отношения к природе.
Речевое развитие
От5 до6 лет
Различает обобщающие понятия. Имеет запас синонимов, антонимов, многозначных слов, употребляет слова, наиболее точно подходящие к ситуации.
Оформляет речью результат сопоставления предметов и явлений по временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу, качеству.
Понимает значения многозначных слов разных частей речи.
Образовывает трудные формы повелительного и сослагательного наклонения глаголов, родительного падежа существительных. Выбирает словообразовательные пары(учит, книга, ручка, учитель). Образовывает имена существительные с увеличительными, уменьшительными, ласкательными суффиксами. Подбирает однокоренные слова. Употребляет предложения разных типов.
Различает свистящие, шипящие и сонорные звуки, твердые и мягкие– изолированные в словах и фразовой речи.
Дифференцирует пары звуков[з]–[с], [ц]–[с], [ж]–[ш], [ч]–[щ], [л]–[р].
Изменяет силу голоса, темп речи, интонацию в зависимости от содержания высказывания, условий общения.
Подбирает слова и фразы, сходные по звучанию.
Воспроизводит художественный текст без помощи взрослого, интонационно передает диалог действующих лиц и характеристику персонажей.
Составляет самостоятельно описательный или повествовательный рассказ по содержанию картины, придумывает название рассказу в соответствии с содержанием; составляет повествовательный рассказ или сказку об игрушках. Рассказывает из личного опыта.
Подбирает слова с разной длительностью звучания, похожие и непохожие по звучанию. Подбирает слова с заданным звуком.
Делит двух-, трехсложные слова на слоги. Определяет словесное ударение и его место в структуре анализируемого слова.
Произносит слова с постоянным и перенесенным ударением. Определяет правильное произношение.
Имеет представление о предложении, делит на слова и составляет предложения из2–4 слов без предлогов и союзов.
Проводит звуковой анализ трех-, четырех-, пятизвуковых слов различной звуковой структуры. Правильно употребляет в речи термины «предложение», «слово», «слог», «ударный слог», «звук», «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук», «ударный гласный звук», «безударный гласный звук».
Знает, что звуки, слоги в слове, слова в предложении произносятся в определенной последовательности.
Эстетическое развитие
Изобразительная деятельность
От5 до6 лет
Воспринимает и эмоционально реагирует на произведения искусства (книжную иллюстрацию, скульптуру малых форм, произведения декоративно-прикладного искусства). Имеет представление о видах искусства, жанрах живописи, функциях архитектуры и дизайна. Определяет средства художественной выразительности произведения, его образы, сюжеты. Знает некоторые специфические аспекты работы художника (живописца, графика), скульптора, архитектора, дизайнера, мастера прикладного искусства.
Рисует предметы, сюжеты, декоративные элементы с натуры, по замыслу. Использует различные способы рисования, техники работы с новыми живописными и графическими материалами. Использует средства художественной выразительности, различные цвета, линии(сплошная, штрих и др.), ритм.
Владеет элементарными графическими умениями, необходимыми для овладения письмом: рисование различных линий и условных графических знаков из1–3 элементов в ограниченном пространстве, штриховка различных фигур уверенными движениями.
Лепит предметы, создает сюжеты, декоративные элементы и игрушки по замыслу. Владеет разными способами и приемами лепки. Использует средства художественной выразительности для создания образа(объем, форма, динамика(жесты, позы), детализация). Строит композицию.
Владеет навыками аппликации: предметной, сюжетной, декоративной, плоскостной, полуобъемной, с элементами флористики. Знает технику создания коллажа. Владеет аппликацией из различных материалов(бумага, ткань, природный материал). Создает композицию; использует детализацию.
Конструирует из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модулей, природного(дополнительного) материала, бумаги. Конструирует по образцу, модели, замыслу, условиям. Использует способы конструктивной деятельности, свойства конструктивного материала, разнообразные формы и величины, варианты цветового решения, фактуры материала.
Музыкальная деятельность
От5 до6 лет
Целостно и дифференцированно воспринимает вокальную и инструментальную музыку. Проявляет эмоциональную отзывчивость на музыку разных жанров, познавательный интерес к звуковой действительности, сопереживание музыкальному образу и моделирует его характер в соответствии с эмоциональным содержанием музыки.
Внимательно дослушивает произведение до окончания звучания.
Размышляет о музыке, различает и называет: ее характер(радостный, печальный, задумчивый, нежный, тревожный, торжественный, решительный, важный и др.); средства музыкальной выразительности: лад, темп и громкость звучания; жанр музыкального произведения(марш, вальс, полька, песня), его характерные особенности; голоса исполнителей (женский, мужской, детский), дифференцирует мелодии по эмоциональному содержанию(печальная, нежная, веселая, важная и т.д.). Сравнивает музыкальные произведения одного или разных жанров, контрастных и близких по эмоциональному содержанию. Исполняет песню естественным голосом, сопереживая музыкальному образу. Четко произносит согласные в середине и конце слова в процессе пения, чисто интонирует мелодию песни(в удобном диапазоне), точно передавая ритмический рисунок. Поет выразительно в соответствии с характером музыки. Исполняет песню соло, дуэтом, в ансамбле с музыкальным сопровождением и без него. Определяет жанровые особенности песни(песня-полька, песня-марш, песня-вальс и т.д.).
Различает куплетную форму песни, вступление и заключение в ней.
Называет предпочитаемые песни, попевки и исполняет их. Проявляет интерес, слуховой самоконтроль и оценочное отношение к пению взрослых и сверстников. Делится впечатлениями о понравившихся песнях.
Проявляет интерес к музыкально-ритмической деятельности. Чувствует эмоциональную выразительность ритма и передает ее в движении. Исполняет ранее усвоенные и новые элементы танцевальных движений: переменный шаг, шаг польки, боковой галоп, ковырялочка, присядка с выставлением поочередно ног на пятку и др.
Свободно ориентируется в пространстве. Перевоплощается в музыкальный образ с помощью танцевальных движений и образно-пластических действий. Активно включается в танцевальное и музыкально-игровое творчество. Выражает эмоционально-оценочное отношение к разным видам музыкально-ритмических движений.
Проявляет интерес к музицированию на детских музыкальных инструментах, называет их по внешнему виду и тембру звучания, знает правила пользования ими. Имеет представление о тембрах звучания музыкальных инструментов и их выразительных возможностях. Владеет способами правильного звукоизвлечения и передачи звуков, динамики их звучания(громко, тихо и т.д.), ритмических рисунков и элементарными приемами игры на разных детских музыкальных инструментах.
Воспроизводит элементарные ритмические рисунки, динамику звучания (громко, тихо), метрическую пульсацию, сильные доли на детских музыкальных инструментах. Моделирует ритмические соотношения длительности звуков с помощью карточек, «дирижирования», хлопков, притопов, слоговых обозначений(та, ти, тили, та-а), образных иллюстративных моделей(с изображением маленьких и больших персонажей). Музицирует соло, дуэтом, в ансамбле (ритмическом оркестре).
Отдает предпочтение детскому музыкальному инструменту, называет его и делится впечатлениями о нем.
Литература: Учебная программа дошкольного образования. – Мн., 2012
СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА
ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ
Памятка для родителей
1.Заранее перестройте режим дня так, чтобы начало учебного года не было сопряжено с трудностями утренних подъемов.
Ребенок должен подойти к школе с полным самообслуживанием в одевании, в переодевании, еде, пользовании туалетом, в ситуации, когда за соблюдением гигиенических навыков вполне никто не сможет проследить и у него должен быть полный самоконтроль.
Ребенок в силах уже самостоятельно следить за своим внешним видом, замечать непорядок в одежде: где-то выскочила рубашка, не застегнута пуговица, развязан шнурок, задернулось платье и т.д., и опять же, самостоятельно исправить этот непорядок.
2. Поиграйте с ребенком в школу. Приучайте к тому, что в школе его будут называть не Настенька и Сашенька, а по фамилии, и ничего грубого в этом нет, напротив, этим стоит гордиться.
3. Больше обращайте внимания на школьную атрибутику. Не спеша и заранее, вместе выбирайте красивые карандаши, тетради, ранец и т.д. Ведь пока для первоклашки этосуть учебного процесса.
4. Не запугивайте ребенка школой, внушайте ему, что у него все получится.
Не обсуждайте при ребенке учителей и все трудности, с которыми он может столкнуться.
5. Не стоит слишком часто повторять, что это новый этап его жизни, пусть все идет само собой.
6. Познакомьте ребенка с будущей школой, учительницей, проведите его в класс.
7. Следите за своими эмоциями. Не стоит устраивать проводы в школу, будто Ваш ребенок уходит на фронт. Ваши тревоги очень заразительны.
8. Заготовьте подарки первокласснику, устройте домашнее торжество по поводу поступления в первый класс.
9. Заранее задумайтесь над такой проблемой при поступлении ребенка в школу, как его самостоятельное путешествие по улицам города и пребывание дома (если его не будут отводить и забирать из школы, а это лучший вариант).
Ребенок должен быть знаком с правилами поведения с предметами,
представляющими опасность в быту и природе: огонь, вода, режущие и колющие предметы, газ, электричество, тяжести, животные, растения и т.п.
Ребенок должен уметь безопасно пользоваться необходимыми ему бытовыми приборами.
Ребенок должен уметь занять себя разумной деятельностью: многие опасные идеи приходят в головы детей от скуки и безделья. В этом хорошее подспорье – участие ребенка в различных секциях, кружках.
10. Дошкольник обязательно должен подойти к школе физически здоровым.
И важную роль в этом играет сон. Ребенок еще сравнительно мал, чтобы перейти только на ночной сон, получается для него слишком большой период бодрствования.
Ребенок быстро устает, утомляется, начинает капризничать. Поэтому отдых в середине дня просто необходим.
Не пренебрегайте сном и сейчас, перед школой, и в выходные дни, и даже, по возможности, в 1 классе.
Хорошо – и спортивные секции. Это и физическое развитие, и компенсация многочасового «сидения» на уроках в школе, а также, что очень важно, отводит детей от пустого время провождения.
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить?
Единого для всех рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно - готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное - чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующей жизни ребёнка.
На этапе подготовки:
-
Избегайте чрезмерных требований
-
Предоставляйте право на ошибку
-
Не думайте за ребёнка
-
Не перегружайте ребёнка
-
Не пропустите первые трудности и обратитесь к узким специалистам.
-
Устраивайте ребенку маленькие праздники
Памятка для родителей
КАК РОДИТЕЛИ МОГУТ ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ИЗБЕЖАТЬ НЕКОТОРЫХ ТРУДНОСТЕЙ?
1) Организуйте распорядок дня:
-
стабильный режим дня;
-
полноценный сон;
-
прогулки на воздухе.
2) Формируйте у ребенка умения общаться
-
Обратите внимание на то, умеет ли ваш ребенок вступать в контакт с новым взрослым, с другими детьми, умеет ли он взаимодействовать, сотрудничать.
3)Уделите особое внимание развитию произвольности
-
Учите ребенка управлять своими желаниями, эмоциями, поступками. Он должен уметь подчиняться правилам поведения, выполнять действия по образцу.
4)Ежедневно занимайтесь интеллектуальным развитием ребенка
-
Во время прогулок наблюдайте изменения в природе. Обращайте внимания на различные явления природы (дождь, снег, радуга, листопад, туман, ветер, тучи, буря, рассвет, закат).
-
Выучите названия времен года. Тренируйте умения определять время года на улице и картинках.
-
Используя лото и книги, учите с ребенком названия: диких и домашних животных, птиц, полевых и садовых цветов, деревьев, предметов посуды, предметов мебели, одежды, головных уборов, видов обуви, игрушек, школьных принадлежностей, частей тела, названия городов, названия любимых сказок и их героев.
-
Развивайте связную речь детей. Учите пересказывать сказки, содержания мультфильмов.
-
Составляйте рассказы по картинкам.
-
Следите за правильным произношением и дикцией детей. Проговаривайте скороговорки.
-
Можно заниматься с ребенком звуковым анализом простых слов (дом, лес, шар, суп). Научите находить слова имеющие, например, звук «л».
-
Знакомьте ребенка с буквами и их печатным изображением, а так же звуком, обозначающим конкретную букву.
-
Научите ребенка различать и правильно называть основные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), сравнивать и различать предметы по величине (больший, меньший) и цвету.
-
Научите ребенка считать до 10 и обратно, сравнивать количество предметов (больше, меньше, столько же). Познакомьте с изображением цифр (не надо учить их писать, только знать)
-
Научите определять положение предметов на плоскости, знать слова, обозначающие местоположение и правильно понимать их значения: впереди, сзади, справа, слева, сверху, над, под, за, перед.
-
Развитию мелкой моторики руки ребенка помогут рисование, штриховка, раскрашивание (но - небольших поверхностей), нанизывание бусинок, пуговиц, лепка, определение вслепую формы предметов (сначала самых простых, потом можно усложнять), игры с мелкими предметами (мозаика).
Внимание! При выполнении любых письменных заданий следите за правильным положением ручки (карандаша), тетради, позой школьника! Рука не должна быть сильно напряжена, а пальцы - чуть расслаблены.
-
Копируйте фигуры. Это задание способствует развитию координации, умению правильно воспринимать фигуры, расположенные на плоскости листа, различать прямые, кривые, наклонные соблюдать соотношение штрихов и положения фигур между собой.
Внимание! При выполнении графических заданий важны не быстрота, не количество сделанного, а точность выполнения - даже самых простых упражнений.
Продолжительность работы - 3-5 минут, затем отдых, переключение и, если не надоело, еще 3-5 минут работы. Не переходите к следующим заданиям, если не освоено предыдущее (линии должны быть четкими, ровными, уверенными)
Тест для родителей
Готов ли мой ребенок к школе?
(Каждый положительный ответ на вопрос оценивается в 1 балл)
1. Хочет ли ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает, и в ней будет интересно учиться?
3. Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать пазлы)?
4. Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче, чем из пяти предложений?
6. Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
7. Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли ваш ребенок читать (по слогам или, что еще лучше, целыми словами)?
9. Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
11. Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? (рисует, не заходя за пределы, чертит по линиям, пишет или рисует в клеточках по заданию, не выходя за пределы и т.д.)
12. Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать группу предметов одним словом: яблоко, груша, слива – это фрукты)?
17. Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно — рисовать, лепить и т.д.?
18. Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста.
15-18 баллов – Ваш ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Если ребенок опережает требования программы, он будет лучше себя чувствовать в школе. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко им преодолимы.
10-14 баллов – Благодаря вам ваш ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам над чем ещё надо поработать. При подборе заданий и упражнений обратите внимание на слабые места своего ребенка.
9 и меньше — Результаты могли вас разочаровать. Но ребенок не рождается первоклассником, готовность к школе — это комплекс способностей, поддающихся упражнению и тренировкам. Постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Пройдите заранее тестирование у независимого психолога и логопеда, которые помогут вам найти оптимальный путь развития вашего ребёнка и подготовки его к школе. Постарайтесь, чтобы занятия имели регулярный характер — «мозговой штурм» за один день не слишком эффективен. Полезно, чтобы ваш ребёнок все-таки умел читать и немного писать, считать.
Успехов вам и вашим детям!