Памятка «У ребенка ОНР-что это такое?»
Уважаемые родители!
Нарушения речи – достаточно распространенное явление не только среди детей, но и среди взрослых. Во многих случаях причины нарушений речи является следствием комплексного воздействия различных факторов.
Что касается ОНР(общее недоразвитие речи),то это — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики) при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Причинами общего недоразвития речи (ОНР):
1) Внутренние: сложное течение беременности матери, возникновение гипоксии у ребенка в период беременности и родов, родовые травмы, черепно-мозговые травмы (ЧМТ) в раннем детстве, частые болезни и общее ослабленность организма, наследственность).
2)Внешние: неблагоприятные условия в доме, психологическая депривация, отсутствие условий для своевременного развития речи (дефицит общения с родителями вследствие проблем со слухом и речью у последних или мнением, что ребенок «еще ничего не понимает», билингвизм в семье).
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системные нарушения речевой деятельности:
-Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам;
-Речь аграмматична и недостаточно фонетически оформлена;
-Отклонения в общей и артикуляционной моторике;
-Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, т.е. ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;
-Речь детей с ОНР малопонятна.
Выделяют три уровня речевого развития:
1. Первый уровень речевого развития характеризуется отсутствием речи (т.н. “безречевые дети”). Такие дети пользуются “лепетными” словами, звукоподрожаниями, сопровождают “высказывания” мимикой и жестами. Например, “би-би” может означать самолет, самосвал, пароход.
2. Второй уровень речевого развития - кроме жестов и “лепетных” слов появляются хотя и искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова. Например, “лябока” вместо “яблоко”.
3. Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи, но при этом нарушено звукопроизношение, а также недостаточно сформирован словарный запас, встречаются грамматические ошибки. Свободное общение у таких деток затруднено.
Под 4-ым уровнем подразумевается "Нерезко выраженное ОНР (НВОНР)". При этом, у детей может быть правильное звукопроизношение, но они испытывают затруднения в воспроизведении сложных, длинных слов.
Рекомендации родителям по коррекции ОНР у ребенка
- Способствовать развитию двигательной сферы ребенка.
- Способствовать развитию мелкой моторики рук.
Для развития мелкой моторики рекомендуется:
- расстегивание и застегивание пуговиц, шнуровка, перекладывание мелких игрушек тремя пальцами, которые держат ручку при письме, завязывание узелков, лепка из теста и пластилина;массаж кистей рук взрослыми ребенку, самомассаж.
- Способствовать развитию логического мышления, зрительного, слухового восприятия и внимания, всех основных психических процессов посредством детских настольных игр, лото.
- Способствовать расширению словарного запаса, например: «Скажи по-другому» (подбирать синонимы – смотреть, глядеть, видеть); «Подбор антонимов» (высокий-низкий, день-ночь и т.д.); «Подбор слов-признаков» (заяц – быстрый, ловкий, трусливый); «Подбор слов-действий» (Кошка – мяукает, мурлычет, царапается) и т.д.
- Способствовать развитию грамматического строя речи, используя игры: «Один-много» (огурец – огурцы, дерево — деревья); «Назови ласково» (мяч – мячик, стул — стульчик); «Счет предметов» (1 кукла, две куклы... пять кукол); образование относительных прилагательных (стакан из стекла – стеклянный, нож из металла — металлический).
Ни в коем случае не ругайте ребенка за его плохую речь и не требуйте от него немедленного верного повтора трудного для него слова. Такие методы приводят к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово, лучше дать образец его произношения. Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова.
Помните, что ребенок достигает успеха только в результате вашего кропотливого труда в домашних условиях.
Подготовила учитель-дефектолог
Сильванович Вероника Леонидовна
Памятка для родителей «Пальчиковая гимнастика » с детьми дошкольного возраста
Известный педагог Сухомлинский сказал
«Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев».
Что же такое пальчиковая гимнастика?
Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Этот метод развития детей может быть представлен несколькими видами: массаж, пальчиковые упражнения с предметами и материалами, детские пальчиковые игры (сопровождение рифмованных текстов движениями).
В чем польза пальчиковой гимнастики?
-позволяет развить чувственную сферу (осязание), что благоприятно сказывается на ознакомлении детей с такими свойствами окружающих объектов, как величина, форма, фактура
- позволяет эффективно овладеть рисуночными, лепными, аппликационными умениями, письмом и самообслуживанием
-оказывает колоссальное влияние на развитие речи детей, овладение способами коммуникации, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей
Пальчиковые игры и упражнения
-собирание и разбирание пирамидки и матрешки;
-складывание узоров из мозаики; составление узоров из счетных палочек и спичек;
-застегивание и расстегивание замков, пуговиц, липучек и кнопок, завязывание шнурков;
-ощупывание и захватывание предметов разной величины, формы и фактуры.
-надавливание всеми пальцами одновременно или по очереди на резиновые игрушки.
-продвижение указательным пальцем мелких предметов по столу с последующим сбрасыванием их в коробочку (пуговицы, скрепки, бусинки, крупяные изделия);
-рисование пальчиками по влажному песку, манке;
- разминание, отщипывание, раскатывание, прищипывание, размазывание теста и пластилина.
«Дружные пальчики»
Эти пальчики щипают,
(Большим и указательным пальцем щипаем ладонь другой руки (или мамину ладонь).
Эти пальчики гуляют,
(Указательный и средний "идут" по другой руке).
Эти - любят поболтать,
( Средний и безымянный шевелятся, трутся друг об друга (шурша)).
Эти - тихо подремать,
( Безымянный и мизинец прижимаем к ладони).
А большой с мизинцем братцем
Могут чисто умываться.
(Крутим большим пальцем вокруг мизинца).
Пальчиковая игра "Моя семья"
Этот пальчик - дедушка,
(выставляем большой пальчик)
Этот пальчик - бабушка,
(выставляем указательный пальчик) Этот пальчик - папочка,
(показываем средний пальчик)
Этот пальчик - мамочка,
(безымянный пальчик)
Этот пальчик - я,
(показываем мизинец)
Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку).
«Две руки»
Смотрите-ка, вот две руки: правая и левая!
(вытягиваем руки вперед, показывая)
Они в ладоши могут бить – и правая, и левая!
(хлопаем в ладоши)
Они мне могут нос зажать – и правая, и левая!
(по очереди зажимаем нос правой и левой рукой)
Ладошкой могут рот прикрыть - и правая, и левая!
(прикрываем рот той и другой)
С руками я всегда дружу – и с правою, и с левою!
(дружеское рукопожатие)
И могут ласковыми быть и правая, и левая!
Обнимут вас, ко мне прижмут – и правая, и левая!
(обхватываем себя руками – “обнимаем”)
Дорогие Родители!
Вызывайте положительные эмоции у ребенка! Употребляйте слова и фразы, несущие оптимистическую окрашенность, например: «Вот, здорово!», «Давай помогу!».
Помните, что бы вы не делали вместе с ребенком, главное – желание продолжать заниматься подобной деятельностью и дальше, поэтому завершайте свои занятия в хорошем настроении и своего ребенка
Рекомендуемая литература:
1.Пальчиковые игры для детей 4-7 лет. О.Крупенчук.
2.Данилова Е. «Пальчиковые игры».
Подготовила учитель-дефектолог
Сильванович Вероника Леонидовна
Памятка для родителей
«Роль семьи в развитии речи детей?»
" Навык правильной речи, как все добрые
навыки, приобретается в семье".
(Е. И. Тихеева)
Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. В процессе развития речи ребенок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе.
В чем причины речевых недостатков ребенка?
Серьезное значение имеют психологические особенности ребенка: он должен четко воспринять слова и звуки, запомнить их и точно воспроизвести. Хорошее состояние слуха, умение внимательно слушать имеют решающее значение. Рассеянные, невнимательные дети совершают ошибки в звуко и словопроизношении. Для того, чтобы правильно воспроизвести услышанное, у ребенка должен быть хорошо развит речевой аппарат, он должен им легко действовать.
Потому так необходимо заниматься с ребёнком дома. Это закрепит работу логопеда и ускорит процесс исправления неправильного звукопроизношения.
Восприятие родителями недостатков правильного произношения у своих детей
1)Должен быть создан благоприятный психологический климат в семье , который включает:
-адекватное отношение к речевому нарушению ребенка со стороны родителей;
-установление оптимального стиля общения с ребенком;
-установление эмоционального контакта с ребенком;
-создание психологически спокойной обстановки в семье и др.
Как развивать речь ребенка?
1.В разговорах с ребенком не отвечать сразу же на вопрос ребенка к Вам, а сначала предложить ему самому подумать и ответить на свой вопрос, порассуждать или пофантазировать вместе с Вами.
2.С детьми, которые «не хотят» говорить и вместо речи используют жесты, использовать прием «непонимания ребенка» в проблемной жизненной провоцирующей ситуации.
3.Используйте обычное общение дома, в дороге, на прогулке для речевых игр и разговоров с детьми, игр с ними. Вы будете развивать речь ребенка по ходу обычных дел семьи.
4.Если Вы хотите, чтобы речь малыша была выразительной, красивой, образной, понятной, логичной, то такой должна быть и Ваша речь.
5.Комментируйте ребенку, что и как Вы делаете, что Вы видите, начиная с первых дней его жизни. Называйте предметы, детали, свойства и качества, действия, признаки.
6.Разговаривая с ребенком и обучая их, развивая речь, не старайтесь сообщать им готовые знания для запоминания. Старайтесь сделать так, чтобы эти знания были открыты самим ребенком!
Правила красивой речи взрослых
1.Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук.
2.Не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
3.Если взрослые не следят за своей речью, то до ребенка многие слова долетают искаженно: «скока» вместо «сколько», «ложи» вместо «клади», не «заплотишь», а «заплатишь».
4. Нужно следить за правильностью постановки ударения, например: «балов`аться», а не «б`аловаться», «свёкла» а не «свекл`а».
5.Четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Следует объяснять их значение.
6. Важно, чтобы взрослые осознавали, что невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии, а от речевых возможностей зависит общее интеллектуальное развитие человека.
Подготовила учитель-дефектолог
Сильванович Вероника Леонидовна